Методические рекомендации по интеграции (объединению) сельских публичных библиотек и библиотек учреждений общего среднего образования и организации их деятельности
1. Настоящие рекомендации определяют порядок осуществления интеграции (объединения) публичных библиотек и специальных библиотек (библиотек учреждений общего среднего образования), расположенных в сельских населенных пунктах, а также особенности их деятельности.
2. Целесообразность осуществления интеграции публичных библиотек и библиотек учреждений общего среднего образования (далее – библиотека учреждения образования) следует определять с учетом особенностей сельского населенного пункта (демографической ситуацией, перспективами развития сельского населенного пункта и развития его инфраструктуры и др.). При этом не рекомендуется осуществлять интеграцию при проживании в зоне обслуживания публичной библиотеки более 750 человек. Зона обслуживания публичной библиотеки может охватывать как один населенный пункт, так и несколько населенных пунктов, находящихся на территории сельского Совета.
3. При осуществлении интеграции, в результате которой произошло упразднение одной из двух библиотек, необходимо решить организационные вопросы, связанные с размещением функционирующей библиотеки (далее – Библиотека), передачей фондов, внесением соответствующих изменений в структуры и штатные расписания организаций, участвующих в интеграции.
Решение об интеграции принимается местными исполнительными и распорядительными органами власти и оформляется соответствующими организационно-распорядительными документами.
4. После осуществления интеграции Библиотека функционирует как публичная библиотека вне зависимости от места ее размещения и входит в сеть публичных библиотек района.
5. Размещение Библиотеки в сельском населенном пункте может быть осуществлено в помещении:
- публичной библиотеки;
- библиотеки учреждения образования;
- иного учреждения или организации (дом культуры, клуб и др.).
При выборе помещения для Библиотеки учитываются материально-техническая база, месторасположение здания, приемлемое для посещения Библиотеки учащимися во внеурочное время.
Помещение должно соответствовать:
- санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 42;
- правилам пожарной безопасности Республики Беларусь для учреждений культуры ППБ 2.12-2002, утвержденным приказом главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28 января 2003 г. № 12 (с изм., внесенными приказом главгосинспектора по пожарнадзору от 15.06.2011 №126);
- правилам пожарной безопасности Республики Беларусь для учреждений и организаций системы образования. ППБ 2.27-2005, утвержденным приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 26 октября 2005 г. № 192 (с изм., внесенными приказом главгосинспектора по пожарнадзору от 16.06.2011 № 126);
- правилам по охране труда для библиотек, утвержденным Министерством культуры Республики Беларусь от 18 октября 2006 г. №28.
В Библиотеке должны быть предусмотрены площади для обслуживания пользователей, размещения фондов и служебно-бытовых потребностей.
Перевод библиотеки в помещение, которое ухудшает условия ее работы, не допускается.
Размещение Библиотеки вне учреждения образования (в здании публичной библиотеки, клуба и др.) рекомендуется при условии ее территориальной близости к учреждению образования.
При решении о размещении Библиотеки в помещении учреждения образования предусматривается возможность ее посещения всеми категориями пользователей с соблюдением условий образовательного процесса и сохранением стандартного режима работы публичной библиотеки. Для посещения Библиотеки, расположенной в помещении учреждения образования, рекомендуется предусмотреть отдельный вход.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» помещение для Библиотеки предоставляется в безвозмездное пользование.
После осуществления интеграции рекомендуется провести укрепление материально-технической базы Библиотеки путем проведения ремонта и закупки оборудования. В Библиотеке создается не менее одного автоматизированного места пользователя с подключением его к глобальной сети Интернет и организацией электронной почты.
6. Интеграция сопровождается передачей в фонд Библиотеки из фонда упраздненной библиотеки учреждения образования художественной литературы и книг серии «Школьная библиотека», которые не соответствуют действующим учебным программам. Фонд учебных, учебно-методических изданий и книги серии «Школьная библиотека», соответствующие действующим учебным программам, остаются в учреждении образования.
Безвозмездная передача фонда, а также иного движимого имущества, необходимого для функционирования Библиотеки, осуществляется на основе решения местных исполнительных и распорядительных органов.
Передачу фонда предваряет его анализ и исключение ветхих, устаревших по содержанию и дублетных документов. Исключение документов из фонда осуществляет библиотека учреждения образования.
Комплектование фонда Библиотеки осуществляется с учетом информационных потребностей жителей населенных пунктов, входящих в зону обслуживания Библиотеки, педагогических работников и учащихся (воспитанников) учреждений образования, размещенных в зоне обслуживания, а также специфики обучения в зависимости от вида учреждения образования.
Комплектование и учет фонда Библиотеки осуществляет центральная библиотека (далее – ЦБ) сети публичных библиотек района.
Комплектование, учет, выдачу, возврат, замену и списание учебных изданий и изданий серии «Школьная библиотека» в учреждении образования осуществляет библиотекарь или иное лицо, ответственное за организацию работы с данными изданиями (далее – ответственное лицо), назначенное приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников. Ответственное лицо согласовывает планы и отчеты о работе с руководителем учреждения образования и специалистом отдела образования районного исполнительного комитета, курирующим данное направление.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 908 и решением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 7 научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь осуществляет анализ состояния и использования фонда учебных изданий и изданий серии «Школьная библиотека».
Организация работы с фондом Библиотеки, а также учебными изданиями и изданиями серии «Школьная библиотека», оставшимися в учреждении образования, ведется в соответствии с:
- Инструкцией по учету и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства культуры от 28 августа 1998 г. № 300;
- Инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3;
- методическими рекомендациями по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования, утвержденными заместителем министра образования Республики Беларусь от 23 мая 2012 г.
7. Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей Библиотеки, проведение культурно-просветительской работы осуществляются библиотекарем в соответствии с:
- законодательством Республики Беларусь (Законом Республики Беларусь «Аб бібіліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь», «Типовыми правилами пользования библиотеками в Республике Беларусь» и др.);
- организационно-распорядительными документами сети публичных библиотек района, в состав которой входит Библиотека (Устав (Положение) ЦБ сети публичных библиотек района; приказы и распоряжения директора ЦБ сети публичных библиотек района;
- перспективные и текущие планы работы ЦБ сети публичных библиотек района и др.);
- нормативными правовыми и организационно-распорядительными документами Министерства образования Республики Беларусь (в том числе подготовленными совместно с Министерством культуры Республики Беларусь), регламентирующими работу библиотек учреждений образования и публичных библиотек, функционирующих в сельских населенных пунктах после осуществления интеграции;
- планами работы учреждений образования на учебный год.
8. Библиотека осуществляет свою деятельность на основе годового плана, который утверждается ЦБ сети публичных библиотек района и согласуется с планом работы учреждения образования на учебный год.
Учет и отчетность Библиотеки ведется в соответствии с установленными формами государственной статистической отчетности для публичных библиотек системы Министерства культуры Республики Беларусь. Показатели деятельности Библиотеки представляются в ЦБ сети публичных библиотек района для включения их в общий отчет, а также в учреждение образования.
Учет работы с фондом учебных изданий и книг серии «Школьная библиотека», оставшихся в учреждении образования, ведется в соответствии с установленными формами государственной статистической отчетности для библиотек учреждений образования системы Министерства образования Республики Беларусь.
9. Организационно-методическое руководство Библиотекой осуществляет ЦБ сети публичных библиотек района совместно с научно-педагогической библиотекой учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», являющейся методическим центром для библиотек учреждений общего среднего образования.
10. Специалисты Библиотеки повышают свою квалификацию на курсах повышения квалификации, проводимых библиотеками-методическими центрами системы Министерства культуры Республики Беларусь (государственным учреждением «Национальная библиотека Беларуси», областными библиотеками, центральными районными библиотеками), государственным учреждением образования «Институт культуры Беларуси», а также методическими объединениями и иными учреждениями, подведомственными Министерству образования Республики Беларусь (государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», региональными институтами развития образования и т.п.), не реже, чем один раз в пять лет.