Учителю-предметнику

Портфолио учителя

Содержание Папки-портфолио

Общие сведения

  1. Ксерокопии дипломов об обучении
  2. Ксерокопии документов о повышении квалификации

Результаты педагогической деятельности

  1. Документы, подтверждающие результаты педагогической деятельности (сертификаты, дипломы и т.д.)
  2. Информация о результатах учебной деятельности учащихся за текущий год или за несколько лет

Научно-методическая деятельность

  1. Работа по самообразованию (общие сведения, а содержание папки по самообразованию можно найти на странице Самообразование)
  2. Работа в методическом объединении, в деятельности педагогического совета
  3. Тезисы выступлений на заседаниях методических объединений, педагогического совета
  4. Участие в методических мероприятиях районного, городского уровня
  5. Материалы участия в методических мероприятиях 
  6. Участие в профессиональных и творческих конкурсах 
  7. Материалы участия в профессиональных и творческих конкурсах

Внеурочная деятельность по предмету

  1. Участие учащихся в конкурсах
  2. Материалы участия учащихся в конкурсах
  3. Участие учащихся в научно-практических коференциях
  4. Участие учащихся в олимпиадах

Отзывы

  1. Документы, в которых отмечены положительный опыт педагогической деятельности (в том числе грамоты, благодарственные письма)
свернуть

Структурный анализ урока

I. Организационный момент

Дидактическая задача:подготовить учащихся к ра­боте на уроке.

Показатели выполнения:кратковременность, пол­ная готовность класса, организация внимания.

II. Этап проверки домашнего задания
Дидактические задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить пробелы в знаниях, совершен­ствуя при этом умения и навыки.

Условия постижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направлен­ность его деятельности, использование системы при­ёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.

Показатели выполнения:возможность учителя за короткий срок (5-7 минут) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.

III. Этап подготовки к активному и сознательно­му усвоению нового материала

Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).

Условия достижения:чёткая постановка целей уро­ка, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.

Показатели выполнения:активность познаватель­ной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.

 IV Этап усвоения новых знаний
Дидактические задачи:дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиться вос­приятия, осознания, первичного обобщения и систе­матизации новых знаний, усвоения учащимися новых способов действия.

Условия достижения: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изу­чаемого понятия; полное и точное определение от­личительных признаков объектов, явлений; запись в тетрадях опорных знаний, алгоритмов действия; ис­пользование наглядности; самостоятельная работа с учебником; использование приёмов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; постановка перед учащимися проблемных задач и вопросов; актуализация опорных знаний учащихся.

Показатели выполнения:правильность ответов уча­щихся в ходе беседы, отсутствие ошибок в самостоя­тельной работе.

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Дидактические задачи:установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.

Условия достижения иели:постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности уча­щихся, создание нестандартных ситуаций при исполь­зовании знаний, оперативный контроль знаний для вы­яснения пробелов в понимании нового материала.

Показатели выполнения:понимание учащимися со­держания новых знаний, выявление VI устранение про­белов.

VI. Этап закрепления

Дидактические задачи: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы; учить применять знания в стандартной и не­стандартной ситуациях.

Показатели выполнения:умение учащихся сопо­ставлять факты, понятия, воспроизводить основные знания по изученному материалу, выделять существен­ные признаки, конкретизировать их. Активность уча­щихся при выполнении заданий.

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания да­ётся в границах урока.

VIII.Контроль и самоконтроль знаний. Подведе­ние итогов работы.

Дидактические задачи: проверить усвоение учащи­мися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления.

Условия постижения цели: использование эффек­тивных приемов оперативной проверки знаний, умение учитывать реальные возможности и типичные затруд­нения учащихся.

Показатели выполнения: глубина анализа и эффек­тивность контроля.

свернуть

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

¨     Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

Подбор литературы:

¨     Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨     Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы

¨     Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨     Включите современные взгляды на проблему

¨     Используйте опыт работы других педагогов

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨     По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨     Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨     Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨     Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨     Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨     Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨     Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

 

 

Информационные источники

  1. Бабкина, Т. А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых / Т. А. Бабкина // Кіраванне ў адукацыі . – 2006. – №12.
  2. Базаревская, Л. А. Организация работы по самообразованию / Л. А. Базаревская, Т. Н. Войтухович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. – № 12.
  3. Глинский, А. А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении // А. А. Глинский / Минск: Академия последипломного образования, 2002.
  4. Глинский, А. А. Организационно-методическое сопровождение самообразования педагогических кадров / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 10.
  5. Глинский, А. А. Портфолио педагога как средство личностно-профессионального роста / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 12.
  6. Михайлова Н. С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления / Н. С. Михайлова // Минск : Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – № 1.
  7. Cамообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов / Сост. Л. И.Омельянчук, А. А. Павлович, 2011.
  8. Селевко, Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко // Центр “Педагогический поиск”. – 2006. – 20 с.
  9. Юдакова, С. В. Профессионально-педагогическое самообразование : учебное пособие / С. В. Юдакова. – Владимир, 2011.

 

свернуть

Педагогические технологии

Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей. Среди технологий современной дидактики необходимо отметить такие, как:

  • личностно-ориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые педагогические технологии;
  • технологии модульного, проектного обучения;
  • информационные технологии и др.

Научно-техническое развитие современного общества требует от учителя освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях.

Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

  • дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;
  • дистанционные конференции (семинары, вебинары);
  • дистанционные конкурсы;
  • дистанционные эвристические олимпиады;
  • педагогические форумы и многое другое.

Хотелось бы более подробно представить те из них, которые помогают мне повышать свою профессиональную компетентность.

Участие в профессиональных сетевых сообществах.

Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к новостям в образовании, возможность представить на суд коллег свои методические разработки, пользование ресурсами сайта — все это позволяет учителю почувствовать себя частью большого педагогического сообщества, выйти за рамки своей школы, сформировать собственный профессиональный рейтинг.

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
Интернет-портал ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru
Электронный педагогический журнал «Большая перемена» http://www.pomochnik-vsem.ru
Электронный журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru
Методический портал К уроку. ru http://www.k-yroky.ru
12-й Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
Интернет-сообщество учителей Педсовет.su http://pedsovet.su

Являясь активным пользователем этих сайтов, я размещаю свои материалы и получаю доступ к ресурсам других педагогов. Это позволяет разнообразить свою педагогическую деятельность, овладеть новыми педагогическими приёмами. И, как бонус, за размещение материалов, которые прошли проверку и были одобрены администрацией сайта, можно получить свидетельства и сертификаты.

На каждом сайте есть педагогические форумы, которые позволяют общаться на профессиональные и личные темы педагогам из разных уголков нашей страны и с коллегами из-за рубежа.

Дистанционные конкурсы и олимпиады.

Интернет даёт возможность учащимся даже маленьких отдалённых школ участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, разнообразие которых просто поражает

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.

свернуть

КАК УСПОКОИТЬ ВОЗБУЖДЕННЫЙ КЛАСС И НАЧАТЬ ПРОДУКТИВНО РАБОТАТЬ НА УРОКЕ: 13 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ

"Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта. 

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.  

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

§  включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.

§  используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! 

 

 

свернуть