Методическая копилка

Урок русской литературы по феерии А.Грина "Алые паруса" (Денежко Я.С.)

11.03.2024

Урок литературы в 7 классе по феерии А. Грина «Алые паруса»

на тему: «Путь к мечте Ассоль и Грэя».

 

Тип урока: урок – размышление.

Цель:

1.Показать А. Грина, как писателя романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте главных героев феерии «Алые паруса»;

2.Подвести к пониманию основной мысли феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное.

3.Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту. Формирование интереса к творчеству А. Грина.

Задачи:

  • актуализация полученных знаний;
  • развитие творческого воображения;
  • выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека;

открыть в учащихся желание разобраться в жизни, полной риска, отваги, любви и доброты

Методы и формы:

объяснительно – репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый, творческий. Коллективные формы, работа в группах.

Оборудование:

Презентация к уроку, портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма «Алые паруса», тексты феерии «Алые паруса», песня В. Ланцберга «Алые паруса», распечатки заданий для работы в группах.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Целеполагание.

(Вступительное слово учителя )

Д.И. Филимонов

«Баллада о крылатом человеке»

Везли мороз по небу волоком.

Сковало небо льдом, как реку.

И ледяным корявым облаком

Сломало крылья человеку.

Скорей к врачу! Но ошарашено таращась из дверей больницы,

Хирург ответил пострадавшему,

Что профиль клиники - не птицы. Ветеринар с яйцо испариной

Покрылся, словно слон в простуде,

И разорался, как ошпаренный,

Что профиль клиники - не люди.

А крылья покрывались язвами

И заживо на теле гнили...

Нет, крылья не были заразными,

Но человека обходили...

И муки жгли, его испытывая.

 Напившись, был от боли трезвый.

И как-то в ночь острейшей бритвою

Он крылья сгнившие отрезал.

И раны затянулись шрамами

И стали через месяц гладки,

 и на спине торчали - самыми обыкновенными - лопатками.

А небо по весне оттаяло.

И человек, рожденный небом,

Стремился ввысь, взлетал отчаянно,

Но он уже крылатым не был.

Какие чувства испытывали вы, слушая эти строки? Как вы думаете, какое отношение имеют они к сегодняшнему уроку?

-Есть люди, умеющие видеть небо, а есть - только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть бескрылые. Этот контраст можно выразить строками из стихотворения поэта Поройкова:

Один булыжник видит под ногами. Другой - звезду, упавшую на снег.

-Сегодня мы будем говорить о людях, верящих в мечту, и продолжать открывать для себя писателя, умеющего мечтать.

/на мультимедийной доске слайды с портретами писателя разных

периодов его жизни/

- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)

- Портрет писателя перед вами. Вглядитесь в его лицо. Невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик.

- Ребята, какую особенность вы можете отметить, если посмотрите на  фотографии писателя? ( Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается.)

- Почему, как вы думаете? Ответы учащихся: 1) Может быть это связано с его жизнью.. 2 Он прожил очень трудную жизнь, ему многое пришлось пережить.

Да, вы правы. Нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости, веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.

Как верно звучат слова В. Кетлинской:

( Ребята читают вслух эпиграфы к уроку со слайда.) «Александр Грин – писатель солнечный, и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый, прочитавший его, становится чем-то богаче и чище». В. Кетлинская

«Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии», - А. Грин

Учитель: Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения его так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости, но больше всего - его феерия «Алые паруса».

Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.

Сегодня мы будем работать  по произведению А. Грина «Алые паруса». Подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения…

Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, на которые нам предстоит ответить.

( Ребята самостоятельно определяют тему урока, работая в группах.)

Задания в группах:

На столе у ребят лежат карточки со словами. Из этих слов нужно составить фразу (тему).

Формулировка темы урока

Учитель: Найдите в тексте слова Грэя, где он говорит, что понял нехитрую истину…

« Я прихожу к той, которая ждет только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее .. благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину- значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

  1. Творческая беседа с классом.

 Учитель: «Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия?

(Волшебная сказка, похожая на быль. Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.)

Вопрос: Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?

- все, что произошло с героями похоже на сказку;

- чудесная встреча с Эглем;

-необычная мечта Ассоль;

- яркая дерзкая мечта Грэя;

- случайная встреча героев тоже удивительна;

- добро побеждает зло; -

В книге перед нами открылся мир, который учит верить, надеяться и ждать.

Ассоль и Грэй сами творят чудо. Какие же они, наши герои?

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой поселок Каперна, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви. Давайте закроем на минуту глаза и помечтаем. Каждый о своём. Ведь у каждого из вас есть мечта? Верно?

Волны поднимаются и опускаются ( поднимаем и опускаем руки).

Парусник качается на волнах влево - вправо.

(Минутка отдыха)

3)Ребята, расскажите, как же зарождалась мечта Ассоль?

  Просмотр фрагмента фильма «Встреча с Эглем».

Вопрос: Ребята, почему паруса были алыми? (Алый цвет – это цвет мечты, надежды, огня, любви. Это цвет исполнения мечты.)

1) Учитель: А где-то далеко–далеко в огромном замке живет благородный, смелый мальчик, который мечтает стать капитаном.

III Работа в группах  по обобщению образов героев.

Работа над вопросами. Работа с текстом.

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

  1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.
  2. Какой была Мария, его жена?
  3. Расскажите о детстве девочки.
  4. Расскажите о людях и нравах приморской деревни, Каперна.
  5. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?
  6. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

 группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

  1. Что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
  2. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
  3. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
  4. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
  5. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

3 группа: Артур Грэй.

  1. Почему рос одиноким Грей?
  2. Чем был заполнен мир его детства?
  3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?
  4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?
  5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

  • группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла  встреча  Ассоль и Грея? Случайна ли она?

  1. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
  2. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?
  3. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?
  4. Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?
  5. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

IV.Дополнительные вопросы группам:

1) Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными? (Жители Каперны не способны их понять, а все непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

2) Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? ( Дети с ней не играли, гнали, дразнили, швыряли грязью.)

3) Как успокаивал Лонгрен свою дочь? Умеет ли любить Ассоль?

( «_ Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого – то они не могут», - говорит Лонгрен, успокаиавя Ассоль, которую обидели дети. Ассоль умела любить. Она жалеет людей, любит все живое на земле.)

4) Что помогло Ассоль остаться доброй и мечтательной натурой?

( Предсказание Эгля и вера в то, что это сбудется.)

5) Какое значение в жизни Грэя имеют эпизоды с картинами?

( Картина с распятьем. « Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук  гвозди и текла кровь. Я этого не хочу». Эта история отображает главное в характере Грэя- активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.

Картина с кораблем. «Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину..» Вторая история указывает на богатое воображение мальчика, на способность к решительным действиям. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

6)Что общего у Грэя и Ассоль?

7)Как прошли они свой путь к мечте?

8)Что значит море для Ассоль и Грэя?

(Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками. Они понимают, любят все живое, близки к природе. Добры, трудолюбивы. Они верят в мечту. Море для Ассоль и Грэя - это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни, это мир, доступный только умеющим мечтать.)

9) Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Что герои говорят о чудесах?

10) Что поняли люди Каперны? Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

  1. V. Просмотр фрагмента из фильма «Встреча Грэя и Ассоль»

Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям.

Вопрос всем: Что же в повести является чудом? ( Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово).

Вывод: Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.

Вопрос: Ребята, подумайте, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, несмотря ни на что идти к ней навстречу?

VI.Задание: На столе разложены карточки с названиями качеств характера. Ребята должны выбрать те качества, которыми обладали Грэй и Ассоль, идя к своей мечте. ( Выходят по одному, прикрепляют на доску).

Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство - все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

Вопрос: Чему учит книга?

Ответ: Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.

Вопрос: Чем интересны подобные герои, нужны ли они сейчас? (Ответ учащихся).

Учитель: Ребята, мы говорим с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись. А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, многие спортсмены, артисты и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.)

Ребята, так для чего же человеку в жизни нужна мечта?

Посмотрите на цитаты .

На слайде цитаты со словами о счастье.

. Человек создан для счастья, как птица для полёта. (В.Г. Короленко, “Парадокс”).

  1. Счастливы кроткие – им будет принадлежать весь мир.

    Счастливы милосердные - с ними тоже поступят милосердно.

    Счастливы чистые сердцем – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

  1. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).
  2. Хронического счастья нет, как нетающего льда. (А. Герцен).
  3. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).
  4. Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи).
  5. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).
  6. Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).
  7. Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. (К. Ушинский).
  8. Никогда не знает меры счастье. ( Сенека).
  9. Ежели бессчастия бояться, то и счастья не будет. (Пётр Первый).

( Стать счастливыми)

 

VII.Викторина.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

  1. Кто такой Лонгрен? ( Отец Ассоль, матрос.)
  2. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью? ( Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести? ( На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери)

7.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены? (Лонгрен говорит Меннерсу )

8.«…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? (О жителях Каперны.)

  1. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).
  2. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)

11.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

12.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

  1. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» (Ассоль)
  2. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).
  3. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)

16.С кем играл в детстве Артур Грей? ( Один)

  1. Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…») 
  2. Как назывался новый корабль Грея? ( «Секрет»)
  3. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)
  4. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)
  5. Сколько метров алой материи купил Грей? (Две тысячи метров.)
  6. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)
  7. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина .( «…о счастье.»)

VIII.Составление синквейна: Ассоль-Грэй

 И в заключение работы давайте попробуем составить синквейн- это стихотворная форма рефлексии. Слово французское, означает 5 строк. 

  1. Тема: (существительное) Зима.

2.Описание темы: (прилагательные) Морозная, снежная.

3.Описание действий: (глаголы) . Наступила, метёт,  вьюжит.

  1. Фраза из 4-5 слов. (предложение) . Скоро наступит долгожданная весна.
  2. Одно слово, характеризующее суть предмета .Сказка

Пример:    

1.Ассоль

Нежная, очаровательная.

Мечтала, верила, ждала.

Обрадовалась появлению своего принца.

Принцесса.

  1. Грэй

Добрый, благородный.

Стремится, путешествует, влюбляется.

Воплощает мечты в жизнь.

Герой

  1. IX. Рефлексия.
  2. Как вы поняли, в чем смысл названия романа?

Символом чего являются алые паруса? (Символом мечты, любви и исполнения желаний.)

  1. Звучит песня «Ребята надо верить в чудеса».

Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами – это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди – романтики, умеющие так любить и мечтать, все это может осуществиться. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

 - Ребята Вам понравился  урок?

Перед вами лежат листы самооценки. Заполните их. Поставьте себе оценку за урок и закрасьте кружок: красный цвет – понравился урок, синий – нет.

- На столах лежат листочки с корабликами, напишите на них свою мечту.

 Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?»

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

свернуть

Замацаванне дзеянняў з мнагазначнымі лікамі (Клютко А.С.)

06.03.2024

Тема: Закрепление действий с многозначными числами.

Цель и задачи темы:

  • закреплять знания нумерации многозначных чисел, умение выполнять их сложение и вычитание;
  • упражнять в выражении числовых значений величин в единицах других наименований;
  • совершенствовать навык работы с задачами;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь, формировать коммуникативные умения и навыки, расширять экономический словарный  запас, экономическую  грамотность и экономическую культуру;                    
  • воспитывать любовь к родному городу, коллективизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться, самостоятельность и умение слушать друг друга, интерес к предмету,

Оборудование:  денежные купюры (ксерокопии), таблички  « Экономика»,  «Кредит»,  «Банк», «Прибыль»,  пакет  с  финансовыми документами               ( конверт), учебное пособие «МАТЕМАТИКА», 4 класс

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационно-мотивационный этап.

 Работа с формулой  У=  Ц + С

( успех = целеполагание + сосредоточенность)

-Прочитайте данную формулу.

-Зачем нам нужна цель? (чтобы знать что делать)

-Когда можно её добиться? (когда сосредоточен)

-Можно ли сказать, что успех - это победа? Над чем?

-Кто хочет сегодня быть успешным?

-Можно ли считать это главной целью нашего урока?  Ставьте перед собой в жизни цели и всегда добивайтесь их!

- Проверим вашу сосредоточенность.            Вычислите:

(180 : 2 ×5 – 90) : 3= ?

-Какое число получилось? Откройте учебники на этой странице.

 

2. Постановка целей урока.

-Сформулируйте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Будем ли мы работать над новым материалом?

-Определите ключевое слово для постановки цели сегодняшнего урока?

- Сформулируйте эту цель?

-А теперь предлагаю узнать новое ключевое слово сегодняшнего урока 

(на доске зашифровано слово экономика).

Э100 К101О 102Н103О 104 М105 И106 К107 А

 -Кто-то может сделать предположение о том, что такое ЭКОНОМИКА? На доске вывешиваются таблички со словами ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

- Предлагаю поискать её слова - попутчики.  Чтобы получить доступ к буквам слова   вам необходимо выполнить задание  № 4-5 учебника.

№4

7809

60 067

100000

254123

514

79998

Д

Е

Н

Ь

Г

И

№5

2213

56085

811437

620000

999999

8038

К

Р

Е

Д

И

Т

 

После решения и проверки примеров появляются на доске новые слова:

 ДЕНЬГИ - то, без чего нельзя сделать ни одной покупки

 КРЕДИТ

 - Где можно взять кредит?  

 БАНК

 ПРИБЫЛЬ (уточняем значение)

- Итак, мы расширили экономический словарный запас, выяснили все нужные понятия. А сейчас начинаем нашу деловую экономическую игру. Для этого  создадим три группы – фирмы.

-Вы будетеработать на благо нашего родного города. Ваша задача заработать капитал для развития своего бизнеса, а затем вложить его в какую либо отрасль экономики нашего города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вам в ходе работы придется сотрудничать  сбанком. Сегодня я побуду его представителем(прикрепляю бейджик).

Помните! Будущее ваших фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.

Желаю вам успехов и процветания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебных задач.

Задача 1.«Проверка финансовых документов» .

В каждой фирме работают экономисты, бухгалтера

Они учитывают деньги, услуги, товары, начисляют зарплату сотрудникам, считают расходы и доходы.

Ваша задача проверить, не ошиблись ли они в «финансовом документе»-всвоих расчетах.За правильно выполненную работу вы получите

" денежное вознаграждение». Тем самым поможете своей фирме получить начальный капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь у каждой фирмы есть начальный капитал, но его не хватает. Что же делать? Подсказка в одном из экономических слов урока.

Верно, нужно обратиться в банк, и оставить заявку на выдачу  КРЕДИТА вашему малому бизнесу.

Задача 2. «Заявка  на  кредит».         

-  Каждый  человек  или  представитель  фирмы,  пожелавший  взять  кредит  в  банке,  должен  заполнить  заявку-заявление  на  кредит,  затем  банк  решает  можно  ли  выдать  кредит  данному  человеку. Мне, как  представителю  банка,  необходимо  собрать  информацию о вашей фирме, проверить,проанализировать вашу  деятельность и  вынести решение о  выдаче  кредита. Ваша  заявка  на  кредит  состоит  в  том, что  вы  должны  показать  умеете ли  вы  быстро, точно  производить    расчёты.       

У  каждого  из вас  на  столе  лежат  бланки-заявки,  в которых  вы  будете  производить расчёты. Генеральный директор должен  указать  свою  фамилию и имя,  дату  рождения, домашний  адрес, телефон, инициалы  поручителей ( инициалы  родителей).  Кто окажется быстрее?

Молодцы! А теперь подумайте : «Кто богаче всех живёт?»

Правильный ответ: «Кто экономит и бережёт.»

Перед вами задачи, решив которые, вы кое о чем задумаетесь и,возможно, решите изменить некоторые свои привычки.

 В бланке  записываем  только  ответы.

1.Обычная лампочка за год потребляет264 КВ/ч. энергии, а энергосберегающая лампа - 44 КВ\ч. Сколько денег можно сэкономить только на одной лампочке при тарифе 12 руб. за 1 КВ/ч ?

2.В производстве бумаги 60 кг макулатуры заменяют переработку одного дерева. Сколько деревьев мы сохранили, сдав 240 кг макулатуры?

3. Если при чистке зубов мы будем закрывать кран, то сэкономим 20 литров воды. Сколько литров воды в день может таким образом сэкономить семья из 5 человек, чистив зубы 2 раза в день?

4.Сосчитай, сколько растений  вокруг нас погибнет, если каждый ученик нашей школы сорвет по3 цветка?( в школе 866 учащихся).

6. На стирку в машине тратиться 150 литров воды. Сколько литров воды будет затрачено за месяц, если мама постирает 5 раз?

7.На душ уходит 15 литров воды в минуту. Сколько воды ты используешь за 15 минут душа? Сколько литров воды использует семья из 4 человек? (записать в таблицу ответ на второй вопрос)

-Какие мысли возникли после решения задач?

-Какой вывод нужно сделать? И никогда не забывать об этом.

- Проверим правильность оформления ваших заявок. Кто  затруднился?  Ошибся?

Самопроверка. Выдача «денежных купюр».

 

Производственная гимнастика.

Чтобы работники не теряли внимания  им нужно периодически отдыхать.

 

Задание 3. « Оформление  кредита».

Итак,  заявка  банком  рассмотрена. Чтобы  узнатьсумму своего  кредита,  необходимо  выполнить  ещё  ряд  операций.

В этом  вам  поможет  алгоритм:                          2646+3604

׃ 5

× 80

УВЕЛИЧЬ в 10 раз

- Какой ответ вы получили?

Следовательно, размер вашего кредита составляет  1 000 000  рублей.  

Эти деньги вы можете вложить в  любую  сферу  деятельности и  получить  ПРИБЫЛЬ.      Для  этого  необходимо  выполнить  вычислительные  расчёты, только  после  этого вскрыть пакет  и узнать  свою  прибыль от вложенных  ресурсов.

На  каждой  карточке (по числу участников групп) написана  отрасль, пример на  порядок  действий; внутри - результат-прибыль.

1.      Образование(60 000- 40 000)׃ 5 × 12+45 872=                      93 872

2.      Здравоохранение25 680 ׃ 10  × 2+3 240׃20=                           5298

3.      Культура (20 038+24 000)׃ 50=                                                 632

4.      Торговля 24 030- 13 768׃ 2=                                                     14 084

5.      Лесопромышленность

4 298 ׃7+(60 000-61500׃5)=             

40 114

6.      Туристический  бизнес

 ( 56 240׃80-525)×300=                      53 400

7.      Сельское  хозяйство

 8 000+40 940-60 000׃10=                    18 360

 

8.      Спорт 25 680 ׃ 10 × 2- 3 240׃20=                                                   5 298

9.      Транспорт  141 100-80 100׃90-67 845=                                        72 365

Проверка.

- Какую  прибыль  вы  получили?

- Куда в нашем городе и районе вы бы вложили деньги? Посмотрите на результаты и сделайте вывод.

- Я надеюсь, что, когда вы вырастете, и у вас будут настоящие деньги вы это и сделаетена самом деле.Помните, наш  город ждёт вас.

 

4. Подведение итогов работы. Самооценка.

-Каждая компания продемонстрировала свои возможности, и теперь подведем итоги устойчивости и платежеспособности ваших компаний.

 

- Сколько ДЕНЕГ заработали ваши компании.

-  Кто трудился лучше всех?

Раздайте зарплату своим коллегам.

 

 

 

4. Общая рефлексия урока.

-       Ребята, пригодились ли вам сегодня математические знания?

-       А пригодятся ли эти знания вам в жизни?

-       Понравился ли вам урок?

-       Какие цели мы ставили перед собой?

-       Какие умения нам удалось закрепить сегодня на уроке?

-       С какими экономическими понятиями познакомились?

-       Встаньте те, кто считает, что урок был для него успешным?

 

Большое спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, мотивируют себя на успешную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют устные вычисления.

 

Анализируют страницу учебника на предмет будущих действий.

Формулируют цель и задачи урока.

      (закреплять)

 

 

 

Делают предположения и ставят ещё одну цель урока – расширить свои экономические знания, экономическую культуру.

 

 

 

Работают с учебником.

 

 

Составляют слова.

 

 

 

 

Читают выписку из словаря о значении слова.

 

 

 

 

 

 

Дети рассаживаются по группам).

Уточняют алгоритм действий:

1.      дать название своей компании

2.      выбрать генерального директора (одевает бэйджик )

3.зарегистрировать свою фирму вписав её название  в карточку на столе.

Алгоритм действий генерального директора:

1.      распределить обязанности в своей фирме между её членами;

2.      добиваться слаженной работы всех участников;

3.      следить за действиями каждого, быть готовым оказать помощь и оценить его работу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На карточках( по количеству учащихся) по 2 задания из  учебника  (примеры).Директор фирмы распределяет задания между членами группы. Дети ищут ошибки.  За каждый правильно выполненный номер, команда получает «денежную купюру» - 200 тысяч. Самопроверка по сигнальной карточке (лежит в финансовых документах). Подсчитывают заработанные денежные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют экономические термины по записям на доске и находят нужное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют бланк – заявку(достают карточку из «пакета финансовых документов»)

Рассуждения детей.

 

 

 

 

 

 

Решают задачи

 ( коллективно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждения детей

 

 

Выполняют взаимопроверку.

 

 

 

Выполнение движений  под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют результат с доской.

 

 

 

 

 

 

Выполняют вычисления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый участник выбирает себе один пример на выбор, решает его, затем проверяет ответ. Это и есть прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы « генеральных директоров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сводной ведомости генеральный директор выставляет контрольные баллы.

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Бланк-заявка

Фамилия,

имя

Год  рождения

Дом.адрес

Инициалы поручителей

Ответы

 

 

 

 

1)     

5)

2)     

6)

 

3)     

7)

4)     

 

 

Бланк оценивания (заполняет генеральный директор):

 

Фамилия, имя

Оценка

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

 

свернуть

Урок беларускай літаратуры ў 7 класе "Дзядзька-кухар" (Цімашэвіч С.К.)

20.02.2024

                             Тэма: Якуб Колас. “Дзядзька-кухар” (урывак з паэмы “Новая зямля”). Вобраз дзядзькі Антося

Мэты: пашырыць веды вучняў пра народныя вытокі творчасці Якуба Коласа; раскрыць майстэрства паэта ў абмалёўцы вобраза галоўнага героя; звярнуць увагу на спосабы і сродкі, якімі ствараецца камічнае ў творы;

удасканальваць маўленчую культуру вучняў; развіваць эстэтычны густ;

выхоўваць пачуццё гуманнасці і дабрыні.

Тып урока: вывучэнне новага матэрыялу.

Абсталяванне: вучэбны дапаможнік па беларускай літаратуры для VII класа, прэзентацыя, партрэт Якуба Коласа, выстава кніг пісьменніка, ілюстрацыі мастакоў да яго твораў.

Эпіграф: Усе дарослыя спачатку былі дзецьмі, толькі мала хто з іх пра гэта помніць (Антуан дэ Сэнт-Экзюперы).

Ход урока

  1. I. Арганізацыйна-матывацыйны этап.

Настаўнік. Добрае вырастае толькі на добрай глебе.Такой глебай, грунтам для кожнага з нас з’яўляецца сям’я. Маленькі Костусь, будучы  пісьменнік Якуб Колас, сапраўднае імя Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч  (звяртаецца ўвага па партрэт на дошцы), выхоўваўся ў такой сям’і, дзе панавала любоў і павага адзін да аднаго і дзе старэйшыя былі для дзяцей прыкладам ва ўсім. Дарэчы, у гэтым годзе, 3 лістапада, будзем святкаваць 140 гадоў з дня нараджэння гэтага народнага беларускага пісьменніка. (Знаёмства з выставай кніг Якуба Коласа.)

У Якуба Коласа ёсць твор, які уваходзіць у залаты фонд беларускай і сусветнай літаратуры. Гэта яго знакамітая аўтабіяграфічная паэма – “Новая зямля”.

З урыўкамі з гэтага твора вы ўжо сустракаліся раней. Ці можаце  прыгадаць назвы гэтых раздзелаў? (“На рэчцы”, “Дарэктар”). Хто з’яўляецца галоўнымі  героямі гэтых урыўкаў?

Прататыпамі герояў твора з’яўляецца сам пісьменнік - маленькі Костусь, яго бацькі і родныя. Нямала старонак прысвячаецца ў творы і дзядзьку Антосю, Антону Казіміравічу Міцкевічу, брату Міхала і вернаму яго памочніку ва ўсіх справах.

Дома вы прачыталі яшчэ адзін урывак з гэтай паэмы -“Дзядзька-кухар”, галоўным героем якога і з’яўляецца згаданы вышэй дзядзька Антось.

- Якія ўражанні   аставіў у вас гэты ўрывак?

  1. II. Мэтавызначэнне.

III. Аперацыйна-пазнавальны этап (вывучэнне новага матэрыялу).

Настаўнік. Звернемся да эпіграфа. Як вы разумееце словы Антуана дэ Сэнт-Экзюперы?

  • Ці быў у вашым дзяцінстве такі чалавек, якім для Костуся, яго братаў і сясцёр быў дзядзька Антось?
  • Як вы думаеце, якімі павінны быць узаемаадносіны дарослых і дзяцей? Назавіце тры-чатыры самыя значныя для вас паняцці.

Паведамленне першага вучня.

Уласнае жыццё дзядзькі Антося не склалася. Дзяўчына, якая клялася яму ў вечным каханні, выйшла замуж за іншага. Ён назаўсёды адмовіўся ад спробы знайсці асабістае шчасце і па просьбе брата пераехаў жыць да яго, на леснікову пасаду. Сям’я Міхала стала яго сям’ёй. Усе шчыра любіл Антося за добры характар, чулае сэрца, залатыя рукі. Асабліва любілі Антося дзеці.

Паведамленне другога вучня. (З успамінаў Якуба Коласа пра свайго дздзьку.)

Дзядзька Антось? З ім мы рыбу лавілі, хадзілі на паляванне, па сена ездзілі. Меў ён да дзяцей ласку  і падыход, можа, праз тое, што застаўся бабылём. Любіў пасмяяца, умеў пажартаваць і пакпіць. Ростам быў невысокі, ніжэйшы за мяне. Нос – як упор у гэбліку, а пад носам- добрыя пышныя вусы. Валасы каштанавыя, даўгія, хвалістыя, вочкі невялікія, карыя.

Працавіты чалавек!

Настаўнік.  Звернемся да зместу твора і высветлім, якім жа быў дзядзька Антось – галоўны герой ўрыўка.

Вызначым рысы характару галоўнага героя праз аўтарскую характарыстыку.

  • Знайдзіце ў творы радок пра тое, што дзядзька Антосьбыў добры, любіў дзяцей. (“Прыхілен дзядзька быў да дзетак…”.)
  • Дзядзька Антось валодаў педагагічным талентам? (“Ён быў настаўнікам, суддзёю…”.)
  • Як ён трымаўся поруч з дзецьмі і ставіўся да іх? (“Яшчэ замецьце, што з малымі // Ён размаўляў, як са старымі, // І з імі радзіўся, спрачаўся - // Як роўны з роўнымі трымаўся!”)
  • Якімі талентамі валодаў дзядзька Антось? (Ён валодаў талентам апавядальніка: “А дзядзька ўсё табе пакажа. // Цікавасць усю тваю развяжа…” Ён быў вынаходлівым, здольным да розных умельстваў: І дзядзька майстар быў на штукі // І быў механік на ўсе рукі…”)

Выснова. Такім чынам, дзядзька Антось займаў у жыцці і выхаванні дзяцей значнае месца. Дзеці любілі яго за ўвагу да іх, таленавітасць, вынаходлівасць.

Фізкультхвілінка (знайсці ў тэксце фразеалагізм і паказаць пантаміму па ім).

Настаўнікі. Якія ж рысы характару выяўляюцца ў асобе дзядзькі Антося? Якія дзеянні і ўчынкі ён робіць, каб зацікавіць дзяцей? Давайце паспрабуем гэта выявіць з дапамогай табліцы. Запішыце дзеянні і ўчынкі дзядзькі Антося, праз якія выяўляюцца яго рысы характару. (Праца ў сшытках.)

Вобраз дзядзькі Антося

Рысы характару

Дзеянні, учынкі

Эстэтычны густ

Падарожжа ў Ліпава (мог выбраць прыгожую мясціну, вызначаўся ўменнем адчуваць прыроду).

Назіральнасць

Падарожжа ў Ліпава (здольны заўважаць хараство ў навакольных краявідах, праяўляў цікавасць да ўсяго жывога на зямлі).

Дабрыня, прыхільнасць да дзяцей

Задавальняў цікавасць дзяцей да навакольнага свету, цярпліва слухаў іх пытанні, ахвотна адгукаўся на іх просьбы.

Вынаходлівасць

Умеў рабіць розныя рэчы, быў механікам, мастаком, апавядальнікам, кулінарам.

 

Выснова. Для таго каб зацікавіць дзяцей, дзядзька Антось не шкадуе часу: апавядае ім казкі, наладжвае вандроўкі, адгукаецца на іх просьбы, адказвае на пытанні. Такім чынам, Якуб Колас паказаў дзядзьку Антося як старэйшага сябра дзяцей, мудрага педагога, таленавітага апавядальніка, майстра на ўсе рукі.

Настаўнік. А як увасобілі вобраз гэтага персанажа мастакі? Якімі сродкамі карысталіся, каб стварыць вобраз дзядзькі Антося?

 (Разглядаюцца слайды з рэпрадукцыямі Васіля Шаранговіча“Дзядзька-кухар” і Л. Рана “Дзядзька Антось”. – Рэжым доступу:http://delaemvmeste.by/galereya-vasiliy-sharangovich/) і вучэбны дапаможнік для VII  кл. па беларускай літаратуры, с. 65.

  • Параўнайце вобразы дзядзькі Антося на рэпрадукцыях карцін. З дапамогай якіх дэталей мастакі перадаюць свае адносіны да героя?
  • Вуснае маляванне. Апішыце знешні выгляд дзядзькі Антося, карыстаючыся табліцай “Вобразныя азначэнні” (выводзіцца на экран).

Настаўнік. А які самы займальны і запамінальны эпізод у творы? (Кухарскі эксперымент дзядзькі Антося.)

Давайце перанясёмся ў канец 19 ст. і паспрабуем клёцак, звараных дзядзькам Антосем.

Прагляд эпізоду “Дзядзька-кухар” з мастацкага фільма “Новая зямля”(1982).

  • Ці чакалі вы такога прыгатавання клёцак ад дзядзькі Антося? Можа, дзядзька Антось зусім не майстар-штукар?
  • Якім паказваецца Антось у заключным эпізодзе твора? (Герой здольны сам з сябе пасмяяцца.)

Настаўнік. Пісьменнік звярнуўся яшчэ і да такога прыёму стварэння вобраза дзядзькі Антося, як да гумару.

  • Што такое гумар? Іронія? Чым адрозніваюцца гэтыя паняцці? Прывядзіце прыклады іроніі. (Праца са слоўнікам літаратуразнаўчых тэрмінаў, змешчаных у вучэбным дапаможніку па літаратуры для VII кл. на с. 232-233.)
  • Знайдзіце ў творы прыклады, якія дапамагаюць перадаць камічнае ў творы. Зачытайце іх.
  • З дапамогай якіх сродкаў ствараецца камічнае ў творы? (Ужыванне смешных выразаў, знарочыста няправільнае тлумачэнне нейкіх з’яў, неадпаведныя паводзіны героя.)

Калектыўнае складанне плана (вобразная характарыстыка галоўнага героя).

Вобраз дзядзькі Антося

  1. Антось – галоўны герой твора.
  2. Педагагічны талент дзядзькі.
  3. Дабрыня, любоў да дзяцей як вызначальныя рысы яго характару.
  4. Тонкае адчуванне Антосем хараства навакольнага свету.
  5. Творчыя здольнасці героя.
  6. Здольнасць дзядзькі пасмяяцца, трапіўшы ў камічную сітуацыю.
  7. Прыёмы стварэння вобраза Антося ў творы.
  8. IV. Кантрольна-рэфлексійны этап.

Настаўнік. Мы жывём у імклівым і зменлівым свеце.

  • Якімі ўменнямі, на вашу думку, павінны валодаць дарослыя, каб заваяваць аўтарытэт у дзяцей?
  • Чаму можна павучыцца ў галоўнага героя твора?
  • Што б вы хацелі перанесці ў вашы ўзаемаадносіны з дарослымі і бацькамі пасля знаёмства з вобразам дзядзькі Антося?

Заданне. Самастойна дапішыце выказванне або аднавіце слова на месцы пропуску.

  1. Аўтарам паэтычных твораў “На рэчцы”, “Дарэктар”, “Дзядзька-кухар” з’яўляецца … (Якуб Колас), сапраўднае прозвішча якога … (Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч).
  2. Гэта ўрыўкі з паэмы Якуба Коласа… (“Новая зямля”).
  3. Які матэрыял пакладзены ў аснову паэмы “Новая зямля”? (Жыццё сям’і паэта.)
  4. Галоўным героем раздзела “Дзядзька-кухар” з’яўляецца …(дзядзька Антось.)
  5. Дзеці любілі Антося за … (шчырасць, чуласць, вынаходлівасць, дабрыню).
  6. Якія прыёмы выкарыстоўвае Якуб Колас, калі паказвае працэс прыгатавання дзядзькам клёцак? (Гумар, іронію, камізм.)
  7. Як вы разумееце значэнне слова “штукар”? (Майстар.)

Вучні зачытваюць свае адказы.

  1. V. Дамяшняе заданне.
  2. Падрыхтаваць вусны аповед пра дзядзьку Антося.
  3. Намаляваць ілюстрацыю да твора (па жаданні).

 

свернуть

Классный час "Человек среди людей" 7 класс

Кузьма Чорны "Насцечка"

  • Предмет: Беларуская літаратура 6 клас
  • Автор: Цімашэвіч С.К.
  • Скачать

Азначэнні аднародныя і неаднародныя

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Цімашэвіч С.К.
  • Скачать

Праздник пионеров,посвящённый Дню БРПО

  • Предмет: БРПО
  • Автор: Клютко Е.С.
  • Скачать

Праздник "Посвящение в октябрята"

  • Предмет: БРПО
  • Автор: Клютко Е.С.
  • Скачать

Факультатыў у 11 класе

  • Предмет: Белорусский язык
  • Автор: Тимошевич С.К.
  • Файл: pdf (8.7 MB)
  • Скачать

Урок "Путешествие по математическому океану"

  • Предмет: Математика
  • Автор: Куцко В.Н.
  • Файл: rar (7.9 МБ)
  • Скачать

Якуб Колас "На ростанях"

  • Предмет: Беларуская мова
  • Автор: Тимошевич С.К.

Особенности рыб как водных позвоночных

  • Предмет: Биология
  • Файл: pdf (10 Мб)
  • Скачать